Текущее состояние самого большого сегмента стекольного рынка - плоского прозрачного стекла можно оценить так: производители никак не хотят забыть день вчерашний - "ажиотаж" 2006 года, потребители не уверены в завтрашнем дне, и всех волнует один и тот же вопрос - что же будет?..
Не повторилось...
В начале 2007 года производители стекла предсказывали повторение ситуации второй половины 2006 года - значительный дефицит плоского прозрачного стекла и, как вполне закономерное следствие, рост отпускных цен на него. Сомнений на сей счет почти не возникало. Да и как можно было думать иначе - ведь к этому были все предпосылки: продекларированные государством темпы увеличения строительства, поддерживаемые всяческими программами, рост производства в автомобильной отрасли с заявленной локализацией производства комплектующих (в том числе и автостекл), огромный рынок вторичного
жилья с высокой степенью износа светопрозрачных конструкций, требующих замены. Многие переработчики в начале года пытались хоть немного застраховать себя от повторения ситуации и создавали своеобразный НЗ (неприкосновенный запас) на один-два месяца работы.
Однако ажиотажа 2006 года не повторилось. Для понимания причин некоторого "спада" на стекольном рынке в сегменте плоского прозрачного стекла необходимо обратиться к событиям, предшествующим этому. Слово "спад" не зря взято в кавычки. Конечно, и в абсолютных, и в относительных цифрах рынок в 2007 году вырос, но темпы роста значительно меньше, чем в 2005 и 2006 годах. Средние темпы роста рынка плоского прозрачного стекла в России за последние 8 лет составляют порядка 6,75% в год. В 2007 году рынок вырос всего лишь на 4,5-5,0% против 11,5% роста в 2006 году. Основная доля промышленной переработки этой продукции приходится на три отрасли - строительную (72%), мебельную (9%) и автомобильную (15%), и абсолютно естественно, что любые значительные события в них оказывают существенное влияние на стекольный рынок (Таблица 1).
Автомобильную и мебельную промышленность мы намеренно не затрагиваем, поскольку там-то как раз все нормально, и именно они в 2007 году стали "локомотивами" хоть и незначительного, в силу их меньшей доли, но роста стекольного рынка.
Для того чтобы правильно оценивать состояние рынка, необходимо понимать его территориальную структуру. А она на сегодняшний день такова: почти половина потребления стекольной продукции приходится на Москву и Санкт-Петербург с окружающими областями, а на них указанные причины оказывают существенное влияние.
Состояние рынка
Российские производители стекла оказались сейчас в очень сложной ситуации: с одной стороны постоянно растущая себестоимость продукции (на 17-20% в год), с другой - давление со стороны импорта (Китай, Иран, Корея), цены на который в достаточной степени стабильны и предсказуемы. Все это - на фоне заполненных готовой продукцией складов и пониженного спроса зимнего периода. Но в эту ситуацию многие из них попали, можно сказать, добровольно...
Приток импорта в 2007 году был колоссальный - по различным оценкам, только из Китая поступило от 40 до 60 млн. кв. м в 4-миллиметровом исчислении (обычный объем импорта из Китая составляет порядка 20 млн. кв. м). Насмотревшись на "сумасшедший" спрос на стекло в 2006 году, многие предприниматели, занимавшиеся ранее сбором металлолома, переквалифицировались и в 2007 году тоже повезли стекло из Китая, рассчитывая на значительную прибыль... Да что говорить, сами китайцы начали импортировать продукцию, арендовать склады в портах, завозить стекло большими партиями (баржами, вместимостью до 30 тыс. т) минимизируя, таким образом, логистические издержки.
Если говорить о себестоимости продукции, многим производителям есть тут над чем работать. Конечно, давление со стороны естественных (и не очень естественных) монополий велико, но есть же и другие возможности управления себестоимостью. Например, использование качественных материалов и современных технологий при строительстве и "холодном" ремонте печи может значительно увеличивать срок ее эксплуатации, уменьшая тем самым амортизационную составляющую. Можно улучшать качество выпускаемой продукции за счет внедрения автоматизированных систем контроля, что вполне закономерно приводит к уменьшению рекламаций со стороны потребителей и повышает их лояльность к производителю. Этим рано или поздно придется заниматься всем производителям - рынок стекла становится все более конкурентным и сейчас уже недостаточно просто выпускать "что-то плоское и прозрачное".
Путей выхода из сложившейся ситуации несколько. И радует, что производители, кажется, пошли по верной дороге: снижение отпускных цен на продукцию - для сдерживания импорта, улучшение качества предоставляемых услуг, более тесное взаимодействие с потребителями для формирования у них лояльности по отношению к производителю, поиск новых рынков сбыта. Все это абсолютно рыночные и прозрачные действия.
Таблица 1. Причинно-следственные связи на рынке стекла
2005 - 2006 гг. | 2006 - 2007 гг. | ||
Причина | Следствие | Причина | Следствие |
Постоянное увеличение благосостояния значительной части населения |
Увеличение затрат на ремонт, в том числе, и на замену "старых" окон | Стабилизация доходов на фоне увеличения затрат | Перераспределение в структуре затрат |
"Кредитный бум" | Массовая замена "старых" окон на современные по кредитным программам | Понимание населением "реальных" кредитных ставок и ужесточение правил кредитования | Уменьшение "импульсных" заказов |
Рост цен на недвижимость | Окончание многих "долгостроев" и, соответственно, кратковременное увеличение объемов построенного жилья | Инфраструктурные ограничения | Уменьшение новых строительных площадок |
Программы по энергосбережению в ряде европейских стран |
Увеличение потребления стекла в Европе | Законодательные инициативы РФ 2005 - 2006 гг. в области строительства |
Смещение начала реализации новых строительных проектов в свете новых законов |
Ближайшие перспективы
Что касается прогнозов (как всегда, неблагодарных) на ближайшую перспективу, то они таковы:
1. Отечественные производители (к ним также относятся и заводы в России, принадлежащие крупным западным корпорациям) постепенно в течение зимы 2007-2008 гг. вытеснят импорт из стран Азии до его естественных территорий: Восточная Сибирь, Дальний Восток.
2. Этой зимой между производителями развернется очень жесткая конкурентная борьба "за место под солнцем". Для потребителей это будет проявляться в виде различных "разовых" акций по снижению цены, внедрению бонусных систем за объемные показатели, в предоставлении кредитных линий, улучшении логистической составляющей и т.д.
3. Высока вероятность перехода некоторых заводов на производство более востребованной рынком продукции - тонированного в массе стекла, и это будет очень здравым шагом.
4. Рост цен возможен с апреля - мая 2008 года - первые шаги будут очень осторожными и выверенными, дабы не спровоцировать новую волну импорта: вероятно, 2-3 подъема по 2-3%. Затем - полоса спокойствия и стабильности: вплоть до августа-сентября 2008 года, когда вероятен рост цен на 10-15%. Дальше заглядывать уже сложно...
5. Также следует отметить большое количество заявленных проектов по строительству новых флоат-линий. Реально же, в расчете на ближайшую перспективу следует принимать только два продекларированных проекта, над которыми ведется реальная работа: завод по производству термополированного стекла в Рязанской области и строительство второй линии в Клину. (Относительно рязанского проекта хотелось бы добавить, что там же планируется размещение мощной магнетронной установки по нанесению покрытия на стекло для производства специальных видов стекол.) Ввод в строй этих заводов в конце 2008 - начале 2009 года тоже окажет определенное влияние на рынок. В частности это выразится в начале активного продвижения стекол с покрытиями.
6. Если заглядывать немного дальше, то наиболее востребованными на стекольном рынке России будут именно стекла, обладающие специальными свойствами – по энергосбережению, светопропусканию, самоочищающиеся, ультрапрозрачные, с матированной поверхностью, бактерицидные и т.д. Обычное же прозрачное стекло или, как его иногда называют, базовый флоат станет действительно всего лишь "сырьем" для производства таких продуктов.
7. Будут ужесточены требования к безопасности изделий из стекла – применение закаленного стекла и триплекса станет к 2010-2011 годам в достаточной степени массовым.
8. В свете заявленного роста цен на энергоресурсы продолжит увеличиваться потребность в энергосберегающих стеклах (TOP N, ClimaGuard, K Glass) - по различным оценкам, на 25-30% ежегодно. Это уже затронуло Украину, где сейчас энергосберегающие стекла пользуются огромным спросом.
9. В проектировании и строительстве стали активно проявляться мировые тенденции - стремление к увеличению площади остекления и, как следствие, увеличению толщины используемых стекол (необходимо для компенсации прогибов и напряжений). Уже на этапах проектирования значительное внимание уделяют именно фасадной части проектов, как одному из наиболее важных элементов здания.
10. Один из самых крупных секторов промышленной переработки стекла - стеклопакетные производства - ожидает дальнейшая консолидация и укрупнение. К 2011-2012 годам порядка 40-45% этого рынка будет контролироваться 2-3 федеральными "игроками", еще столько же поделят между собой 50-60 крупных региональных производителей.
11. Мебельная промышленность и дальше будет развиваться стабильно, ежегодный рост прогнозируется на уровне 7-10%.
12. Вероятно значительное увеличение потребления стекла в автомобильной отрасли в 2009-2010 годах, тем более что одной из основных концепцией у многих автогигантов является увеличение площади остекления - за последние 10 лет она стала больше в 1,5 раза.
В статье намеренно не называется поименно ни один из производителей, дабы это не выглядело рекламой (или антирекламой), не дается оценки емкости рынка - как правило, это один из наиболее спорных моментов, который вызывает бурные дискуссии в среде специалистов по этому вопросу. Автор пытается донести до читателей взгляд на ситуацию в целом, определить векторы развития, тенденции и обозначить факторы, оказывающие влияние на рынок.
Дмитрий АЛЕКСЕЕВ, эксперт оконного рынка отраслевого портала www.kuban-okno.ru